О совести и страхе Божием

 

> Доброго Вам дня! Во время июльского обсуждения Вашей статьи о Нау walkwithme идентифицировала страх Божий с совестью. Тогда Вы видимо не имели возможности прокомментировать это утверждение. Мне интересно все-таки, каково сходство и различие между этими двумя понятиями. Вообще есть смутное ощущение, что это совсем не одно и то же, хотя для меня в плане объяснений Кормильцева для Таты разницы нет. И попутно, откуда же эта штука - совесть, берётся в людях, хотя у некоторых она довольно редко даёт о себе знать.

 

 

При всей похожести, совершенно разные вещи. Неловко об этом писать, если у нас об этом уже писали Достоевский и Леонтьев (особенно, конечно, Леонтьев). Поэтому я как-нибудь покороче.

 

Вся штука в том, что наше как бы естественное состояние -- уже достаточно противоестественное (последствие грехопадения прародителей), но, в то же время, еще не совсем никуда не годное. "Совесть" на древнем (дохристианском) богословском языке называется "естественным законом". Это врожденный навигационный прибор для выбора достаточно приличной жизненной траектории. Как всякий прибор, он имеет недостатки. Самых очевидных -- два. 1-ый: его легко сломать (достаточно раз-другой сделать что-нибудь очень сильно наперекор); он потом ремонтируется, но не так-то просто. 2-й: в нем очень легко сбить настройку -- и он начнет "врать"; об этом сказал Достоевский в своей знаменитой фразе, сказанной по поводу террористов-революционеров: "Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться... (до чего-то там)" (цитирую по памяти, т.е. перевирая). Но самый главный недостаток -- он вообще третий: прибор "совесть" не предназначен в принципе для достижения Царствия Небесного; он только помогает не стать для этого Царствия никуда не годным.

 

Из сказанного видно, как совесть может совпадать (когда она не испорчена), а может и расходиться (когда сломана или неправильно настроена) с волей Божией. А "страх Божий" -- это, по определению, страх нарушить волю Божию. Совесть, если она не испорчена, помогает интуитивно понять, чтО есть воля Божия, -- а больше от нее никакого толку нет. Помимо совести, есть и другие приборы, помогающие понять то же самое, -- обычно они не столь быстродействующие, но зато куда более надежные. Это то, что в совокупности называется "писаным законом" (и не отменяется, в принципе -- не в деталях -- даже и для христиан) -- заповеди Божии (изложенные и Ветхом, и в Новом Заветах, и вообще во всех святоотеческих писаниях). Совесть можно сравнить с системой управления, основанной на непосредственном видении водителем (пилотом... это кто с кем захочет себя сравнить), а заповеди -- с автопилотом или с какими-нибудь локаторами. Поскольку "путь наш во мраке" (слишком часто бывает) -- последний способ надежнее.

 

А страх Божий это другое вообще. Это не прибор и это не закон. Это то, что заставляет нас обращаться к приборам. Страха Божия может и не быть. Тогда совесть, если она есть, будет работать в хаотичном режиме, сама себя включая и выключая. А быть страх Божий может -- и всегда начинает быть -- тогда, когда человек понимает, что он всегда перед Богом. Тогда и довольно бессовестный человек может совершить чудеса аскетизма и самоотречения. Страх Божий гораздо сильнее всех процессов, происходящих внутри нашего естества, и сильнее настолько, что может заменить все недостающее в нашей поврежденной совести.

 

(Страх Божий имеет два разных вида, но всё это суть подробности, о которых я умолчу; о них полно всякой литературы).

 



Сайт создан в системе uCoz