5.     Заключение

Необходимо хотя бы в нескольких словах подвести итог всему, сказанному выше.

Итак, монашество, с самого своего появления, было не столько «одним из» индивидуальных путей христианской жизни, сколько единственным путем самой Церкви, которая не имать зде пребывающаго града, но грядущаго взыскует (ср.: Евр. 13, 44). Монашество было обновлением не столько аскетического учения, сколько екклисиологического. Когда Церковь начала завоевывать мiр, важнее всего стало не потерять из виду главную цель всего этого завоевания: вырвать из побеждаемого мiра как можно более душ. Церковь не могла забыть о своем Новом Исходе и о призвании Авраама, которому она последовала.

Ученик и продолжатель египетского монашества, св. Иоанн Синайский, оставил несколько слов о важности этого призвания — призвания к странничеству — сравнительно со всем остальным (Лествица, III, 4; пер. Оптиной пустыни):

 

«Поспешая к жизни уединенной, или странничеству, не дожидайся мiролюбивых душ, ибо тать приходит нечаянно. Многие, покусившись спасать вместе с собою нерадивых и ленивых, и сами вместе с ними погибли, когда огонь ревности их угас со временем. Ощутивши пламень, беги: ибо не знаешь, когда он угаснет, и оставит тебя во тьме».

 

Сайт создан в системе uCoz